Кажется, на поезд хотя бы раз в жизни опаздывал каждый, и каждому знаком бег с препятствиями по перрону, с сумками наперевес, запрыгивание на подножку и облегченный вздох: «успел». Возможно, именно поэтому скульптурная композиция «Пассажиры», установленная перед старым зданием железнодорожного вокзала в Екатеринбурге вызывает неизменный восторг у жителей и приезжих. Бронзовая семейка, отчаянно спешащая на поезд, и прикорнувшая на чемоданах бронзовая девушка с ахматовской челкой кажутся «своими» – практически попутчиками. Возможно, именно поэтому за четыре года, которые прошли с момента открытия памятника здесь перефотографировались сотни молодоженов, предвкушающих свадебное путешествие и тысячи гостей Екатеринбурга.
Автор композиции, уральский скульптор Александр Кокотеев, с которым мы встретились возле его творения, рассказывает, что «собрал» в «Пассажирах» образы всех близких ему людей. Целеустремленная женщина, спешащая на поезд – его мать, а гражданин в шляпе, засмотревшийся на прикорнувшую на чемоданах пассажирку, очень похож на его отца. В чертах девушки угадывается внешность его жены. «А маленький мальчик – это я в детстве. Оно у меня, можно сказать, прошло в переездах. Я жил в Нижнем Тагиле и часто ездил к бабушке в Шадринск. Естественно, вся эта вокзальная суета мне очень близка. И томительное ожидание нужного поезда – тоже. Это сейчас прилично одетая женщина вряд ли уляжется на чемодан, да и скрасить ожидание поезда можно каким-нибудь развлечением», – рассказывает Александр Кокотеев. Словно в подтверждение его слов доносится усиленный мегафоном призыв поучаствовать в полуторачасовой экскурсии по Екатеринбургу.
«Пассажиры» появились на площади на два года позже остальных скульптур – проводницы, путейцев, станционного начальника и шпалоукладчицы. Первоначально предполагалось, что эту последнюю скульптуру будет делать тот же автор – Юрий Крылов, однако, загруженный работой скульптор не успевал уделить ей много времени, и работу над скульптурной композицией предложили Александру Кокотееву. «Я сделал так, как изначально предполагали кураторы проекта – пассажиры на скамейке, но мне не понравилось, получалось слишком статично. Да и главному инженеру дороги – Набойченко – этот вариант не понравился. Тогда я предложил на выбор три эскиза, один из которых впоследствии и был воплощен в бронзе. Мне хотелось создать какую-то историю в скульптуре. И собственно, это получилось: вот в углу площади зазвонил начальник станции в колокол – и пассажиры побежали к поезду».
У старшего поколения скульптура, словно вышедшая из 70-х вызывает ностальгию. «Многие предметы, которые я лепил «взяты» именно из того времени – велосипед, сумка на колесиках. Помню на открытии ею очень восхищался случайный пассажир, которого занесло из Украины. Говорил, что в Украине все поголовно путешествуют с такими сумками-тележками», - вспоминает Александр. Дети же очень любят эту композицию за ее объемность и возможность сфотографироваться с ее персонажами, становясь как бы частью скульптуры – еще одним пассажиром.